г. Москва, Нововаганьковский пер,
д. 3, стр.1, офис 21
Cхема проезда

+7 (495) 797 90 87

ДИС 9, 2015

Дмитрий Гапотченко

Скачать в формате PDF

«Азбука Вкуса» — одно из крупнейших предприятий розничного сектора, работающее в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. По итогам 2013 финансового года (закончился 31 марта) выручка компании составила 32,5 млрд руб. (без НДС). Она входит в список 400 крупнейших предприятий России, сформированный еженедельником «Эксперт», а журнал Forbes включил ее в число 200 крупнейших частных компаний страны.

В составе «Азбуки Вкуса» — 80 супермаркетов под одноименным брендом, около десятка магазинов под другими названиями, фабрика-кухня и интернет-магазин. Для обслуживания точек продаж поддерживается склад площадью около 6 тыс кв м., где хранятся около 7 тысяч товарных позиций.
До внедрения WMS (Warehouse Management System, система управления складом), закончившегося в начале апреля текущего года, склад функционировал в «ручном режиме» — на принтере печатались заказы, и сотрудники бегали по складу в поисках товара. Уровень выполнения заказов во многом зависел от опытных сотрудников, знающих, где именно расположены нужные товары, и составлял примерно 4060% от нужд бизнес-подразделений. Однако для достижения даже этого показателя складские работники постоянно оставались работать сверхурочно, что требовало дополнительной оплаты. Если же знаток той или иной товарной группы по каким-то причинам не выходил на работу — поставка соответствующих продуктов в магазины сети задерживалась.

Рост бизнеса сделал невозможным работу по-старому, и руководство приняло решение о внедрении складской системы, которая должна была упростить и ускорить сбор заказов.

Выбор, внедрение, улучшение

«Критериев выбора системы автоматизации склада было несколько: скорость развертывания системы, ее стоимость и наличие опыта внедрения в России — говорит Павел Логинов, начальник Управления информационных технологий «Азбуки Вкуса» — После рассмотрения нескольких вариантов мы выбрали систему на базе Dynamics NAV компании WillMore, поскольку ERP-система на базе этого продукта Microsoft уже используется в «Азбуке вкуса» для решения учетных задач и управления бизнес-процессами».

Рабочие процессы всех трех подразделений (центрального склада, фабрики-кухни, системы дистанционной торговли) во многом схожи (основные стадии — получение товара, занесение его в систему, поиск по запросу и выдача), но в деталях различаются, поэтому в рамках единой системы управления складом для каждой бизнес-единицы были созданы свои настройки, бизнес-правила и отчеты. Реализация проектов на фабрике-кухне и центральном складе заняла около трех месяцев каждый, систему дистанционной торговли автоматизировали дольше, в общей сложности около года, что связано с более сложными бизнес-процессами, в частности, с необходимостью увязать ее взаимодействие с сайтом, наладить работу с остатками и возвратом и т. д.
Одной из своих важнейших задач, как представителя заказчика, Логинов видел в том, чтобы пользовательский интерфейс системы был максимально удобен и эргономичен. «Мы, например, убирали ненужные подтверждения действий или, наоборот, настаивали на их наличии в тех случаях, когда отмена действия потребует дополнительных трудозатрат» — рассказывает он.

Эти усилия окупились: большинство опытных работников остались в компании, несмотря на то что перестали быть незаменимыми и лишились доплаты за сверхурочный труд.

Большую роль в процессе внедрения системы сыграла позиция менеджмента склада, заинтересованного в проведении модернизации, поскольку малый процент сбора заказов отрицательно сказывался на ключевых показателях их деятельности и, в результате, на доходах каждого из них.
Процесс совершенствования системы в отношении большего удобства использования идет и сейчас.

По новым правилам

Внедрение WMS-системы радикально изменило работу складских сотрудников. Информацию о том, куда надо идти и где именно находится нужный товар, они получают в процессе сбора заказа — данные передаются на специализированные терминалы, подключенные к серверам склада через внутреннюю беспроводную сеть. Сначала передача данных на устройства велась в режиме терминальной сессии — они подключались к серверу, с которого запускалось приложение, оптимизированное под разрешение экрана терминала. Позже начали внедрять работу через веб-интерфейс, что позволило минимизировать трафик. Поскольку передача данных теперь происходит практически без задержек, серверы были перемещены из складских помещений в дата-центры.

Показатели сборки заказов увеличились до 96-99%. При этом продуктивность работы уже не зависит от присутствия на складе опытных сотрудников — система не только «знает», где что находится, но и оптимизирует направление поиска товарных позиций. Процесс сборки заказов стал не только быстрее, но и равномернее: как выяснилось после внедрения WMS, раньше за первую половину дня собиралось лишь около 20-25% общего объема заказов, но, поскольку система показывает все происходящее в реальном времени, эта неритмичность стала очевидна, и руководство приняло необходимые меры.
Компания получила существенную экономию за счет отмены на сверхурочных работ. Кроме того, существенно уменьшились затраты на списание — система контролирует выдачу товаров на реализацию в зависимости от срока годности, в то время как раньше с полок обычно сначала забирались те, что лежали «с краю», то есть зачастую самые свежие, привезенные на склад недавно.

Развитие проекта

В «Азбуке вкуса» планируют дальнейшее совершенствование системы и расширение функционала. Кроме доработки интерфейсной части рассматриваются еще несколько возможных направлений деятельности, среди которых — подготовка оперативных отчетов о работе каждого сборщика и по отдельным товарам, создание «электронной очереди» грузовиков и оповещение их водителей посредством SMS о том, что пришло время для погрузки или разгрузки.

Баннер 2 (1)
Баннер 2 (2)
Баннер 2 (3)