г. Москва, Нововаганьковский пер,
д. 3, стр.1, офис 21
Cхема проезда

+7 (495) 797 90 87

 

Илья Александров,
эксперт журнала «Финансовый директор»


 

Практики убеждены: правильно подобранная и настроенная информационная система может значительно упростить жизнь, в частности решить многие проблемы, связанные с оперативным управлением деньгами и согласованием платежей.
Автоматизация казначейства редко реализуется как отдельный самостоятельный проект. Чаще всего ее проводят в рамках внедрения полноценной автоматизированной системы управления предприятием.


Новые правила, новые доработки

Компания A&D Rus принадлежит японской корпорации A&D. Следуя национальным традициям материнской компании, российская «дочка» много внимания уделяет обес¬печению прозрачности бизнес-процессов. ERP-систему (Microsoft Dynamics NAV) внедрили практически сразу после образования предприятия. Проектом автоматизации занималась компания WillMore. И сразу же был установлен модуль «Заявки на платеж», разработанный специально для A&D Rus. «Необходимость в автоматизации процесса согласования платежей объяснялась тем, что финансовые потоки в компании четко разделены. У каждого филиала (а их всего 12) по два расчетных счета – на один поступают средства от клиентов, с другого ведутся все выплаты. Внедренная система согласования заявок дала возможность руководству контролировать движение денежных средств у своих во многом самостоятельных филиалов и вовремя предотвращать возможные ошибки, связанные с платежами», объясняет причины внедрения казначейского модуля Андрей Фетисов, вице-президент по финансам A&D Rus.

 

В 2008 году по решению материнской компании в A&D Rus изменилась структура управления, появился еще один уровень контроля – вице-президенты. Плюс к этому было решено перейти с линейной на матричную схему согласования платежей. По сути это означает, что маршрут движения заявки зависит не только от цели платежа, но и от суммы, бюджета и прочих параметров. Существовавший на тот момент модуль «Заявки на оплату» не мог справиться с подобной задачей. Потребовалось его серьезно доработать.


Если раньше все заявки на платеж доходили до президента компании, то теперь система четко определяет конкретных менеджеров, которые должны участвовать в работе по согласованию выплат. Схема одобрения платежа в основном зависит от того, к какой статье бюджета он привязан. Для большинства бюджетов предусмотрено несколько вариантов цепочек согласования в зависимости от суммы платежа. В каждой как минимум заявитель, специалист финансового отдела (контролирует правильность отнесения платежа к статье доходов или затрат, а также целесообразность оплаты из того или иного бюджета) и руководитель отдела. Также в согласовании могут участвовать вице-президент направления, старший вице-президент и, наконец, президент.


«Например, если заявка относится к операционному бюджету, то при сумме до 20 тыс. рублей конечная точка маршрута ее согласования – руководитель отдела, до 100 тыс. рублей – вице-президент, свыше 100 тыс. рублей – президент компании. В бюджете капитальных расходов, как и в маркетинговом бюджете, разграничений по суммам нет – их в обязательном порядке утверждает президент компании, объясняет причины внедрения казначейского модуля Андрей Фетисов. По части заявок маршрут может завершиться на специалисте финансового отдела. Например, таких как на выплату заработной платы, оплату налогов или лизинговых платежей. А если заявка предполагает выдачу денег под отчет, то появляется дополнительное звено – бухгалтер, к нему заявка попадает в первую очередь. Если инициатор не отчитался за предыдущие деньги, новых не получит. Кстати, вся многоступенчатая система согласования в системе контролируется финансовой службой. Можно провести настройку прав инициации и утверждения платежей, не прибегая к помощи специалистов ИТ-службы».

 

 

В модуле реализована и автоматическая проверка заявки на этапе ее ввода. Во-первых, требуемый платеж не может быть зарегистрирован без договора. Последний обязательно должен быть в базе и иметь текущий срок действия (все проверяется автоматически). Во-вторых, если сумма заявки не укладывается в остаток бюджета, то она сразу же блокируется, соответственно, на согласование не отправляется. Разблокировать ее может только финансовый отдел.

 

В процессе доработки модуля компании удалось реализовать несколько интересных решений, позволивших упростить процедуру согласования и повысить качество управления денежными потоками. Например, несогласованные заявки на оплату не удаляются, а сохраняются в системе. «В случае необходимости их можно “поднять”. Допустим, в течение недели сотрудник создал пять однотипных заявок одну за другой, и в каждой из них ему было отказано, он же следом оформляет шестую. Это повод разобраться, в чем, собственно, проблема, и решить ее вместе с сотрудником, рассказывает Наталья Белова, старший финансовый менеджер A&D Rus.Кстати, у инициаторов нет возможности “реанимировать” не прошедшую заявку и отправить заново на согласование. Придется делать новую. Как показала практика, такой подход хорошо дисциплинирует. Люди стали внимательнее относиться к составлению заявок».

 
Еще одно интересное решение – уведомление о пришедшей на согласование заявке приходит на почту вместе со ссылкой на документ. Кликнув по ней, можно увидеть заявку непосредственно в веб-интерфейсе, там же ознакомиться со всеми ее параметрами, согласовать или отказать, добавить свои комментарии. То есть тем топ-менеджерам, кто постоянно не работает в Microsoft Dynamics NAV, нет нужды загружать систему каждый раз, когда нужно согласовать платеж. Наконец, после усовершенствования модуля «Заявки на платеж» у компании стало больше возможностей для формирования отчетов об осуществленных расходах. По каждой статье можно проанализировать все нюансы и детали и при желании добраться до конкретной заявки, из которой станет сразу ясно, сколько денег и на что было потрачено.

 читать полную версию статьи >>

Баннер 2 (1)
Баннер 2 (2)
Баннер 2 (3)